Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?
Информация для специалистов - Парус надежды
Версия для слабовидящих

Электронная почта: parusvl@bk.ru

 

  

 

8 (423) 238-79-91

Владивосток, ул. Маковского, 123

Задать вопрос

Информация для специалистов

Опубликовано: 26.01.2023 год.

Методические материалы по социальному сопровождению

План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года ( Распоряжение правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р)

Презентация о социальном сопровождении и работе Координационных советов в Приморском крае. (инфографика к "Модельной программе социального сопровождения семей с детьми в Приморском крае")

ЗАКОНДАТЕЛЬСТВО

Федеральный Закон от 28.12.2013 г. №442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

"Модельная программа социального сопровождения семей с детьми в Приморском крае". (Приказ департамента труда и социального развития Приморского края от 29.06.2016 №811)

"Примерное положение о службе социального сопровождения семей с детьми, проживающих на территории Приморского края". (Приказ министерства труда и социальной политики Приморского края от 29.09.2021 № 530)

"Порядок межведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семей с детьми в Приморском крае". (Приказом департамента труда и социального развития Приморского края от 29.12.2016 № 812)

"Положение о территориальном Координационном совете по организации социального сопровождения семей, проживающих на территории Приморского края" (Приказ департамента труда и социального развития Приморского края от «29» декабря 2016 года № 813)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Кейсы №№ 1-4 "Семейных случаев в практике организации социального сопровождения семей с детьми в трудной жизненной ситуации"

Кейсы №№ 5-9 "Семейных случаев в практике организации социального сопровождения семей с детьми в трудной жизненной ситуации"

Кейсы №№ 10-14 "Семейных случаев в практике организации социального сопровождения семей с детьми в трудной жизненной ситуации"  В кейсах разобраны как случаи из практики территориальных Координационных советов по социальному сопровождению семей с детьми Приморского края, так и случаи, которые не попадали в работу. Разработаны дополнительные вопросы, которые помогут при анализе ситуации семьи; рассмотрено, как можно эффективнее перераспределять задачи по исполнению мероприятий ИПСС,  назначая дополнительных кураторов случая из числа членов Координационного совета с учетом их профессиональных возможностей.  В кейсах №№ 10-14 к каждому случаю добавлены более подробные разъяснения и советы, как использовать ресурсы НКО и  общественных организаций в социальном сопровождении семей с детьми.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ КООРДИНАЦИОННЫМ СОВЕТАМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ В ТЖС

Специалистами регионального ресурсного центра по социальному сопровождению семей с детьми в период с мая 2022 г. по март 2023 г. на выездных мероприятиях по Приморскому краю был проведен анализ деятельности 17 (половины от общего числа) территориальных Координационных советов по организации социального сопровождения семей с детьми в трудной жизненной ситуации. Выезжая в муниципалитеты края, сотрудники ресурсного центра знакомились со спецификой деятельности Координационных советов на местах, принимали участие в заседаниях. После заседаний для участников системы социального сопровождения проводились форсайт сессии с разбором нестандартных индивидуальных семейных случаев.

Подведены итоги выездных мероприятий, осмыслена проведенная супервизия деятельности территориальных Координационных советов. Обобщая выявленные тенденции, считаем, что наиболее целесообразно строить работу по повышению доступности услуг социального сопровождения нуждающимся семьям с детьми через решение следующих задач:

  • совершенствование межведомственного обмена информацией о семьях с детьми, находящимся в состоянии семейного или социального неблагополучия. Оперативное получение информации позволит большему количеству нуждающихся семей с детьми в трудной жизненной ситуации получить своевременный комплекс услуг в рамках социального сопровождения;
  • при решении задач ИПСС необходимо распределение сфер ответственности между членами Координационных советов, назначение вторых и третьих кураторов – ответственных должностных лиц, закрепление за ними определенного круга задач в рамках ведомственной компетенции, что позволит добиться большей эффективности работы межведомственной команды;
  • заключение партнерских соглашений с социально ориентированными некоммерческими организациями, объединениями, привлечение их к участию в индивидуальных программах социального сопровождения. Использование ресурса НКО, общественных организаций и объединений позволит привлечь уникальные ресурсы и решить целый ряд вопросов социальной адаптации, моральной поддержки, вовлечения членов семьи, в том числе несовершеннолетних, в социально одобряемую активность.

Качество межведомственного взаимодействия обеспечивается, прежде всего, административно-процедурной регламентацией процесса взаимодействия. В «Порядке межведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семей с детьми в Приморском крае», утвержденного Приказом департамента труда и социального развития Приморского края от «29» декабря  2016 года № 812  (разработан на основании требований 442 федерального закона) определены  все основные регламенты взаимодействия.

С полной методической статьей можно ознакомиться здесь: "Рекомендации  территориальным Координационным советам по организации социального сопровождения семьям с детьми в трудной жизненной ситуации"

Материал подготовила  Борисова О.В. 28.04.2023г.,  региональный ресурсный центр по социальному сопровождению семей с детьми в Приморском крае 

 

ШПАРГАЛКИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖБ СОПРОВОЖДЕНИЯ (Технологии работы с семьей)

Работа со случаем

Технологии социальной работы базируются на подходах, отработанных десятилетиями. Современные методы работы с семьями построены таким образом,  чтобы  помощь в разрешении их проблем, исключала пассивное отношение членов семьи к взаимодействию со специалистом, основывалась на совместном планировании действий по преодолению личных и семейных проблем, какими бы причинами они не были изначально определены: недостаточной мотивацией, неспособностью или невозможностью работать над решением проблемы, неумением разрешать проблему правильным способом. Задача социального работника состоит в том, чтобы помочь семье в этих обстоятельствах достигнуть адекватного уровня социального функционирования. 

В процессе индивидуальной помощи не только планируется соответствующая процедура взаимодействий, но и выдвигаются специфические требования к ролям социального работника, необходимым знаниям о клиенте (семье), обеспечивающие условия для работы с индивидуальным семейным случаем.

Цель социального работника состоит в том, чтобы помочь клиенту в этих обстоятельствах. Этапы взаимодействия отображенны в файлах-шпаргалках:

  1. Общая модель действий специалиста по работе с семьей в индивидуальной работе со случаем
  2. Особенности некоторых этапов технологии социального сопровождения

По материалам пособия, изданного ГКУ «ОСРЦН «Добрый дом», Ресурсный центр реабилитации кровных и сопровождения замещающих семей. "Шпаргалка №1 для специалистов служб сопровождения. Технологии работы с семьей" 

Подготовила 25.07.2023 г. Борисова О. В. Региональный ресурсный центр по социальному сопровождению семей с детьми в Приморском крае 

 

Кураторство. Профессиональная деятельность куратора случая и его компетенции

Понятие о кураторе случая заимствовано из практики комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Изучив типовое положение о кураторе семейного случая, реализующего индивидуальную программу реабилитации (ИПР) семьи несовершеннолетнего в социально опасном положении, специалист системы социального сопровождения может составить представление и о регламенте деятельности кураторе случая социального сопровождения. Однако, существует разница в подходе и методах работы куратора случая с разными целевыми группами – семьями с несовершеннолетними детьми в социально опасном положении и семьями в трудной жизненной ситуации. При работе одними и теми же методами с различными аудиториями снижается вероятность установления доверительных отношений, возможностей проведения точной диагностики и привлечения ресурсов семьи. 

В деятельности КДН куратор случая – специалист, осуществляющий деятельность по защите прав и интересов ребенка, нуждающегося в защите государства, через разработку плана реабилитации ребенка и семьи. Куратор в данном случае в своей деятельности  опирается на ФЗ № 120, который регулирует деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

Социальное сопровождение семей с детьми в трудной жизненной ситуации – одна из форм социального обслуживания, согласно ст.19 442 ФЗ. Это всесторонняя помощь семье в виде социальных услуг при ее столкновении с трудностями внутри семьи и вне семьи и содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи, не относящейся к социальным  услугам.

Краткие тезисы о функциональных обязанностях куратора случая в социальном сопровождении, о порядке его закрепления за сопровождаемой семьей, о том, кто может выступать куратором, о рекомендуемом количестве сопровождаемых семей на одного специалиста сформулированы в  Модельной программе социального сопровождения семей с детьми в Приморском крае.

Для формирования представления о вопросе в коротком формате, предлагаем обратить внимание  на буклет коллег из ресурсного центра ГКУ «ОСРЦН «Добрый дом», либо использовать подготовленные нами файлы-шпаргалки,  описывающие деятельность куратора в системе социального сопровождения семей с детьми с точки зрения профессиональных особенностей и необходимых компетенций:

  1. Профессиональная деятельность куратора случая
  2. Коммуникативные компетенции куратора случая

Так же важно отметить, что мониторинг деятельности территориальных Координационных советов по социальному сопровождению семей с детьми (см. статью выше) продемонстрировал необходимость перераспределения части задач ИПСС семейного случая между членам Координационных советов, с учетом профиля из деятельности, и назначения вторых и третьих кураторов случая. При использовании данной рекомендации эффективность выполнения задач ИПСС возрастает.

Подготовила 15.08.2023 г. Борисова О. В. Региональный ресурсный центр по социальному сопровождению семей с детьми в Приморском крае  

В разделе "Методические материалы" размещена подборка нормативно-правовых актов, регулирующих процесс социального сопровождения, методические документы, кейсы по социальному сопровождению, разработанные Ресурсным центром.

Накопленный опыт в работе службы социального сопровождения и других подразделений "Паруса надежды" представлен в разделе ниже. В подборке размещены издания коллектива авторов-сотрудников КГБУСО "СРЦН "Парус надежды" с  2012 г. по 2019 г.:

Методические материалы, обобщающие опыт Приморского края

Сборник "Основные принципы комплексной помощи несовершеннолетним и их семьям в ТЖС". 2012 г.

Сборник "Здоровьесберегательные технологии в работе с детьми и подростками, оказавшимися в ТЖС". 2013 г.

Сборник "Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения семьи". 2016 г.

Сборник №3 "Стационарозамещающие технологии и методы социального обслуживания несовершеннолетних и семей, нуждающихся в социальной помощи". 2016 г.

Сборник "В помощь молодому специалисту социозащитного учреждения". 2016 г.

Сборник "Психологический альманах". 2013 г.

Сборник "Психологический альманах". 2018 г.

Сборник "Психологический альманах". 2019 г.

Сборник "Панорама социальных идей №5". 2012 г.

Сборник "Панорама социальных идей № 9". 2016 г.

Сборник "Панорама социальных идей № 11". 2018 г.

Сборник "Панорама социальных идей № 12". 2019 г.

Сборник "Система методического сопровождения педагогических кадров в условиях социозащитного учреждения"

Сборник "Нормативно-правовое и методическое обеспечение аттестации педагогических работников в учреждениях социального обслуживания семьи и детей Приморского края"

Каталог инновационных технологий "Социализация детей и подростков, оказавшихся в конфлите с законом". 2018 г.

Сборник "Вектор семейного благополучия"

 

Ресурсное и методическое сопровождение системы социального сопровождения семей с детьми в Приморском крае региональный Ресурсный центр реализует через обеспечение участников системы информацией о инновационных технологиях и методах работы, в том числе, через обучение.

На кого рассчитана информация:

  • члены Координационных советов по организации социального сопровождения семей с детьми;
  • руководители учреждений СО семей с детьми и руководители и специалисты служб социального сопровождения семей с детьми;
  • руководители и сотрудники социально ориентированнных некоммерческих организаций, как потенциальные участники социального сопровождения.

Обучение

Информация по вебинару «Включение некоммерческого сектора в систему социального сопровождения семей с детьми» от 11.04.2023.

Мероприятие подготовлено региональным Ресурсным центром по социальному сопровождению семей с детьми. Выступления спикеров касались вопросов о системе социального сопровождения семей с детьми в трудной жизненной ситуации, о социальных услугах, оказываемых семьям с детьми и социальном сопровождении, о возможностях для НКО получать денежные компенсации из бюджета, став поставщиком социальных услуг. Последний вопрос крайне важный для НКО (спикер - С.К. Баженова, генеральный директор АНО ДПО и К «Развитие», руководитель Ресурсного центра для СО НКО Приморья «Школа социальных технологий»),  включил следующие пункты: 

  • Законодательство, регулирующее оказание социальных услуг
  • Кто может стать поставщиком социальных услуг?
  • Виды, формы и порядок оказания социальных услуг
  • Преимущества и недостатки вступления в реестр поставщиков
  • Компенсация за оказание социальных услуг

В заключении сформулированы возможные формы взаимодействия НКО и структур, занимающихся организацией социального сопровождения семей с детьми.

Видеозапись онлайн-вебинара: часть 1 и часть 2.

 

КУРС ВЕБИНАРОВ  «ИННОВАЦИИ В СОЦИАЛЬНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ»  

Целевая аудитория – руководители и специалисты учреждений социального обслуживания семей с детьми, члены Координационных советов по организации социального сопровождения.

1. План-конспект вебинара «Современная семья как институциональная категория: типы, функции, социально-психологические особенности и ресурсы», видеозапись: часть 1 и часть 2.

2. Инновационные модели, формы и технологии организации социального сопровождения семей с детьми (видео)

3. НКО как действенный ресурс и фактор укрепления семейного благополучия (видео)

4. Способы эффективного взаимодействия между членами координационного совета и делегирование отдельных полномочий (видео)

Курс  семинаров-вебинаров для участников системы социального сопровождения семей с детьми в Приморском крае проведен в апреле-мае 2023г. Рассмотрены темы, касающиеся проблем современной семьи с несовершеннолетними детьми и инновационных форм, моделей и технологий работы с этими проблемами.

 

Проектная деятельность

ПЛАТФОРМА "CМАРТЕКА" КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Интернет-платформа "Смартека" хорошо известна специалистам учреждений социального обслуживания Приморского края как электронный ресурс по обмену опытом с коллегами из регионов. Здесь  представляется возможность опубликовать свои лучшие  программы или воспользоваться результативными разработками других. На практике "Смартека" показывает себя таким банком успешных решений, где можно найти не только реальные механизмы изменений, но и методическую поддержку их авторов.  

Почему же так важен этот инструмент обмена технологиями и решениями? "Реестр лучших социальных практик Смартека” –   один из проектов АСИ (Агентства стратегических инициатив – некоммерческой организации, учрежденной Правительством РФ).  "Смартека" позиционируется как инструмент для лидеров изменений: глав регионов, управленческих команд, специалистов-новаторов. На уровне регионов обеспечивает технологиями достижения Национальных целей и KPI губернаторов.  

С точки зрения разработчиков практики, ценность публикации ее на “Смартеке”  – признание экспертами и профессиональным сообществом. Особенно, если практика была принята к внедрению другими проектными командами, для которых такое решение общественной проблемы показалось убедительным, понятным и адекватным по затратам.  Например, практика КГАУСО "Арсеньевского СРЦН "Ласточка" “Организация профориентационных мастерских для несовершеннолетних «Твой выбор»” принята к внедрению образовательными и социальными организациями Амурской, Ивановской, Челябинской области и Хабаровского края!

Вот почему практику, размещаемую на “Смартеке,” необходимо описывать и раскрывать в заявке простым языком и так, чтобы эксперт или коллега увидели вашу логику решения проблемы целевой аудитории. Так, чтобы суть инновационного авторского метода, решающего эту проблему, была очевидна, а описание механизма действий дополнялось методическими разработками в виде подгружаемых отдельными файлами дополнительных материалов. 

Немного цифр. За период 2020-2023 гг. проектные команды социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних Приморского края разместили  три практики на "Смартеке", из них – две практики от КГАУСО "Арсеньевский СРЦН "Ласточка" и одна – от КГБУ "Артемовский СРЦН". Остальные учреждения  также разрабатывают и внедряют инновационные  программы (практики)  в  своей социально-реабилитационной деятельности. Но опубликовать эти наработки на "Смартеке" им пока не удается. В 2023 г. экспертами платформы было отклонено (отправлено на доработку) более пяти наших заявок. Основной причиной отказа чаще всего называют недостаточную доказательность практики.

При возврате на доработку,  обратная связь с экспертом, отклонившим заявку, не предоставляется. Поэтому мы постарались разобраться с тем, что же такое доказательность.

Наша основная рекомендация заключается в том, чтобы придерживаться правил проектной культуры уже на этапе планирования практики. Во-первых, соблюдение этих правил обеспечивает  результативность, ведь вы планируете целевые показатели, продумываете их способы их измерения и мониторинга. Во-вторых, описание вашего подхода начинает формироваться до этапа внедрения, но никак не после. Как ни очевидно все это выглядит, но не все придерживаются этих правил.

По сути, доказательность опирается на исследовательский подход, на корректность и честность в оценке результатов своего проекта.  Прежде всего, чтобы понять "правила игры," предлагаем ознакомиться со "Стандартом доказательности практик в сфере детства", разработанным в 2021г. по заказу Министерства образования РФ. Данный документ описывает новую парадигму в области оценки эффективности практик и программ в сфере детства, начал внедряться сначала в деятельность НКО западных регионов, затем в работу таких операторов реестров лучших практик, как благотворительный фонд Тимченко, платформа "Смартека."

Изучить дополнительные материалы о Стандарте доказательности можно на сайте  “Социальные результаты и показатели” по ссылке. Проверить уровень доказательности своей практики можно с помощью тестирования (бланк). Есть и онлайн-версия инструмента самодиагностики уровня доказательности. Содержание вопросов уже раскрывает смысл понятия "доказательность."

Четыре основных направления доказательного анализа включают в себя:

  • Регламентированность практики 
  • Обоснованность практики 
  • Результативность практики (достижение социальных результатов)
  • Обоснованность данных о социальных результатах практики

Лучшее разъяснение об этих направлениях доказательности, об их подробных критериях дано в Методологии "Стандарта доказательных практик."  Также предлагаем ознакомиться с Кейсом по планированию и оценке социального результата, разработанным Региональным ресурсным центром по социальному сопровождению семей с детьми в Приморском краю, на основе одной из программ КГБУСО "Уссурийский СРЦН."

После ознакомления с документами становится понятно, что "Стандарт" повышает градус требовательности к социальным и образовательным проектам в целом, и  к проектам сферы детства, размещаемым на платформе "Смартека," в частности. Но полное ему соответствие связано с большой наукоемкостью.

На наш взгляд, краевым учреждениям социального обслуживания семей с детьми, заинтересованным в развитии своих проектных навыков, необходимо освоиться в современных тенденциях и подходах к подтверждению результативности практик. 

Например, специалисты должны понимать: для доказательного подхода недостаточно простых непосредственных результатов (количество проведенных занятий, тренингов, мероприятий; численность участников, количество отработанных специалистами часов или визитов на дом). Обязательно нужно уметь планировать и корректно фиксировать показатели социальных результатов, отражающих изменения в знаниях, в поведении, приобретение новых навыков детьми и их родителями, то есть те существенные изменения, которые приводят к повышению качества их жизни. Очень важно собирать обратную связь от благополучателей. 

Стоит начинать с малого.  Из практических соображений можно  адаптировать к требованиям Стандарта свои практики, направляемые на "Смартеку,"  ориентируясь на допустимый начальный уровень доказательности (см. таблицу в "Методологии"). В итоге, это повысит профессионализм специалистов и принесет только пользу нашим благополучателям – детям и их семьям. 

Подготовила 23.11.2023 г. Борисова О. В. Региональный ресурсный центр по социальному сопровождению семей с детьми в Приморском крае 

 

ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Что такое проект?

Проект необходим, если мы хотим разработать эффективную стратегию достижения желаемого результата и определить все необходимые для этого ресурсы. Проектный подход позволяет исследовать опыт решения аналогичных проблем, заранее определить риски в деятельности, посчитать затраты и оптимизировать их. Все что мы делаем первый раз – можно сделать проектно! Социальное проектирование – это метод, позволяющий корректно создавать и реализовывать эффективные, социально ориентированные проектные идеи.

Социальный проект – это продуманное и описанное решение (улучшение) социально значимой проблемы целевой группы указанными методами (действиями) за четко ограниченное время на конкретной территории.

Основные признаки проекта

  1. Проект ограничен по времени.
  2. Проект ограничен по ресурсам.
  3. Проект ограничен по территории.
  4. Уникален (такого еще не делали).
  5. Конкретен (по целевой группе и результатам).
  6. Целостен (все, что делаем, приводит к запланированным результатам). В отличие от процесса, проект является конечным и имеет определенные устойчивые цели и ограничения. Проект – это ментальная модель достижения цели (желаемого будущего), в которой логично продуманны все действий (механизмы) и определены необходимые ресурсы.

Идея проекта

Идея – и есть первая, самая важная оставляющая любого дела. Нет идеи – нет проекта – нет и решения проблемы. Социальный проект начинается с желания что-то изменить в
окружающем мире. Как только мы начинаем думать "А что нас не устраивает?", "Как это можно изменить?", рождается идея! Идея может появиться у отдельного человека, у группы людей, которые видят, что существует определенная проблема, и они хотят решить эту проблему. Свою идею нужно записать и обсуждать! Важно, чтобы идея привлекала внимание, "цепляла". Чем яснее вы излагаете свою идею, тем у неё больше шансов быть реализованной. В идеи зарождается энергия проекта, заложен способ решения проблемы, пока еще без расчетов, прояснений и четких формулировок. С идеи все начинается!

Каждый проект – это эксперимент. Вы такого еще не делали! Поэтому идея сначала исследуется, рассчитывается и превращается в проект.

Что такое проблема?

Обратимся к словарям. Значение слова по Ожегову: Проблема - сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

Наверное, вы замечали, что в жизни часто одна и та же ситуация для одного человека проблема, а другого не составляет никакой сложности. Для каждого существует свой уровень проблем. Проблема - это всегда что-то не так. Социальная проблема - что-то не так у конкретных людей. Важно понять "Что конкретно я хочу изменить?". Правильно поставленная проблема позволяет получить запланированный результат. Трудность состоит в том, что мы часто не понимаем какую проблему решаем и какой результат мы хотим получить. Как только мы понимаем: что хотим, то сразу появляется возможность перевести проблему в цели и задачи. И начать решать. Этим и занимается человек, который использует проектный поход к решению проблем. 

В проектной деятельности термин "проблема" используется для описания ситуации, которая нас не устраивает.

Социальные проблемы - что это?

Рассмотрим распространенный перечень социальных проблем. Этот перечень значительно отличается в разное время и в разных обществах.

Социальные проблемы (общественные проблемы) – вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числачленов сообщества, требуют коллективных усилий по их разрешению. В настоящее время, к наиболее острым социальным проблемам в мире принято относить следующие:

Бандитизм, инфляция,  коррупция, высокая смертность, загрязнение окружающей среды, преступность, проституция, терроризм, угроза техногенных катастроф, уровень жизни, распространение ВИЧ, экстремизм, фашизм, алкоголизм, бедность, бездомные, безработица, насилие над несовершеннолетними, инвалидность, детская беспризорность, социальное неравенство, самоубийство, наркомания, преступность среди несовершеннолетних, проблема престарелых, социальное сиротство, мигранты.

В условиях бюджетных социальных учреждений проектная деятельность фокусируется на решении проблем социальных групп, которые получают в них услуги. Оперируя традиционным набором технологий и методик, базовых программ, специалисты, тем не менее, ставят перед собой такие задачи, к решению которых до настоящего времени не приступали. Какие проблемы им приходится решать в такоих случаях?

  • Недоступность культурно-досуговых мероприятий для малообеспеченных семей с детьми
  • Социальная пассивность, дезадаптация подростков
  • Отсутствие навыков родительства у молодых мам и у родителей из дисфункциональных семей
  • Агрессия, буллинг  в детском коллективе 
  • Безнадзорность детей и подростков в летний период
  • Задержка развития речевых навыков детей младшего возраста
  • Эмоциональное выгорание родителей с детьми с РАС
  • Отсутствие трудовых навыков и представления о профессиях у детей из неблагополучных семей.

 Таким образом, в локальном сообществе, на конкретной территории социальные проблемы могут быть менее масштабные, но они от этого не становятся менее важными.

Подготовила19.12.2023 г. Борисова О. В. Региональный ресурсный центр по социальному сопровождению семей с детьми в Приморском крае. При подготовке использовано: Социальный проект. Методическое пособие. Проблема – идея – результат. Иванова Н.Ю., Кривенков В.И

В разделе "Проектная деятельность" предлагаем информацию,  которая поможет специалистам учреждений совершенствоваться в данном направлении

 

Методические пособия

1. Прикладные социально – диагностические технологии работы с семьей в учреждениях социального обслуживания. Сикорская Л. Е., Солдатенкова М. Л. 2019 г. В пособии представлены методы и технологии социально-психологической и социально-педагогической диагностической работы с семьей и детьми в учреждениях социального обслуживания.

Содержание. Глава 1. Методики социально-педагогической работы с семьей и детьми (изучающие особенности воспитания родителей, процессов взаимодействия родителей с детьми: опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений», тест – опросник родительского отношения; методики для изучения супружеских взаимоотношений).  Глава 2. Методики и технологии социально-психологической работы с семьей и детьми: исследования межличностных отношений ребенка, диагностики сфер интересов детей, «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний», тест "Уровень конфликтности личности", методики для изучения структуры семейных ролей, семьи – как системы «Семейная социограмма», «Рисунок семьи». Глава 3. Игровые методики, картотека игр.

2. Организация социальной работы с семьей: методическое пособие. Под ред. О.Г.Прохоровой, Е.А. Виниченко В методическом пособии раскрываются современные подходы и результаты практического опыта организации социальной работы с семьями и детьми, особенности использования технологии работы с семьями, имеющими проблемы в детско-родительских и/или супружеских отношениях.

Содержание. 1.Основные аспекты организации социальной работы с различными категориями семей. 2.Основные инструментарии в организации работы с семьями. 3.Оценка эффективной деятельности специалистов по работе с семей.

3. Рабочая папка социального педагога. Под ред. Е.Н. Сорочинской Данное пособие включает в себя необходимые материалы в повседневной работе социального педагога. В пособие вошли следующие материалы: основные документы, нормативно-правовая база деятельности социального педагога в системе образования, образцы документов, используемых в повседневной профессиональной деятельности. Пособие предназначено студентам педагогических колледжей и учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку социальных педагогов, а так же молодым специалистам.

Содержание. Часть I. Нормативно-правовая документация. Часть II. Образцы документов.

4. Социальные технологии по работе с семьей: традиции и инновации. Под ред. Захаровой Ж.А. Кострома: ГКУ ОСРЦН «Добрый дом». В предлагаемом сборнике представлен обобщенный опыт эффективного использования социальных технологий в Костромской области (г. Кострома, Межевской, Октябрьский, Островский, Поназыревский, Пыщугский и Шарьинский районы): описаны как традиционные технологии (социальный патронаж, технологии работы с алкоголе-зависимыми семьями и по профилактике жестокого обращения), так и инновации, например сеть социальных контактов, социальный многоэтажный лифт и др.

Содержание: Часть I. Традиционные социальные технологии. Часть II. Внедрение инновационных технологий в Костромском регионе

5. Реабилитационная работа c семьей. Методическое пособие. Под ред. Аладьина А.А. В пособии белорусских авторов описываются такие практики социальной работы, как метод Марте Мео  (видеотерапия), работа с сетью контактов клиента, техника шкальных  оценок, методы сетевых встреч,  «Семейный совет», «Решение проблем» (классический, «пропускание» проблемы, анализ сильных сторон, «интервью», поиск ресурсов). Так же читатель может познакомиться с использованием в  работе ГУО Гродненский городского социально-педагогического центра реабилитационной, мотивационной программы для алкозависимых родителей «Помоги себе сам».

6. Игротерапия общения. Тесты и коррекция игры. Практическое пособие для психологов, педагогов. Панфилова М.А.  Специалисты социальных учреждений, работающие с детьми, активно используют игровые методики, сказкотерапию в реабилитационном процессе. Развиваться далее в этом направлении можно, используя пособие Панфиловой М.А. – доцента кафедры клинической психологии факультета клинической психологии. Скан-копия разработки содержит подробные описания методик, диагностических инструментов, планы игровый терапии, развивающих игр, различных игровых техник,  которые представляют собой синтез современных психотерапевческих методов: игротерапии, метода беседы, арттерапии, психогимнастики, телесной терапии, элементов психодрамы, сказкотерапии и других.

7. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии.  Федосеева М.А.  Представленные конспекты предусматривают использование различных форм и методов песочной терапии в комплексе с сенсорными, коммуникативными, двигательными, познавательными и игровыми видами детской деятельности. В содержание каждого занятия включены наглядно-дидактические средства и современные приемы социально-личностного формирования дошкольников, различные творческие задания, которые вызывают интерес у детей 3-7 лет и способствуют формированию речи, произвольного внимания, памяти. Используются игровые образы, различные приспособления для рисования песком. Включены игры и упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессивности, совершенствованию коммуникативных, игровых навыков, развитию познавательных процессов.

8. 21 шаг социального проектирования. Методическое пособие. Близнецова Е. В. Данное методическое пособие представляет собой комплекс теоретических основ социального проектирования и практических рекомендаций по написанию социального проекта. В пособии последовательно, «шаг за шагом», объясняется, как написать успешный социальный проект. Цель данного пособия – кратко, но в то же время всеобъемлюще, описать основные стадии разработки социального проекта. Данное пособие будет полезно руководителям, сотрудникам некоммерческих организаций, инициативным группам и просто тем, кто не равнодушен к социальным проблемам и готов менять жизнь людей вокруг себя в лучшую сторону.

9. Социальный проект. Методическое пособие. Проблема – идея – результат. Иванова Н.Ю., Кривенков В.И. Разработка новоссибирской АНО "Центр образовательных технологий" кратко, но емко подскажет специалистам, так или иначе соприкасающимся с социальным проектированием, о ключевых этапах создания и описания проекта. Как определить проблему целевой аудитории, правильно сформулировать цели и задачи проекта, какие механизмы достижения цели выбрать и как трансформировать их в план, как прийти к намеченному результату, - на все эти вопросы ответит пособие.

 

442 законом предусмотрен процесс обмена информацией о семьях, нуждающихся в социальном сопровождении (подробннее об этом – в "Порядке межведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семей с детьми в Приморском крае"). Выявление таких семей возложено на специалистов учреждений социального обслуживания, центров занятости населения, здравоохранения, образования, комиссий по делам несовершеннолетних, культуры, физической культуры и спорта; специалистов органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних. Публикуем памятку с перечнями категорий семей, которые могут рассчитывать на социальную поддержку и обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности семей с детьми. Версия памятки для печати здесь

 

Полезные ресурсы