Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?
Для родителей - Парус надежды
Версия для слабовидящих

Электронная почта: parusvl@bk.ru

 

  

 

8 (423) 238-79-91

Владивосток, ул. Маковского, 123

Задать вопрос

Для родителей

Опубликовано: 17.03.2023 год.

 О ВИДАХ И ФОРМАХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Информация об услугах Министерства труда и социальной политики Приморского края

Перечень социальных услуг  Министерства труда и социальной политики Приморского края (включая меры социальной поддержки, выплаты и субсидии), которые жители могут оформить он-лайн, через региональный портал государственных услуг, включает 52 услуги. Ознакомиться с перечнем социальных услуг, получить ссылки на разделы портала, содержащие разъяснения и регламенты, можно в данном файле.

Основное назначение регионального портала государственных услуг  (РПГУ) – предоставление гражданам информации о государственных и муниципальных услугах, оказываемых в нашем регионе. Весомое место в каталоге государственных социальных услуг занимает помощь семьям с детьми:

  • назначение мер социальной поддержки многодетным семьям, и предоставление дополнительных мер социальной  поддержки отдельным категориям инвалидов  (детей – инвалидов) по приспособлению  жилых помещений с учетом их потребностей  в Приморском крае;
  • предоставление регионального материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка;
  • предоставление регионального материнского (семейного) капитала в Приморском крае;
  • назначение и выплата государственной социальной помощи на основании социального контракта;
  • предоставление социальной выплаты получателям региональной социальной доплаты к пенсии, не достигшим возраста 18 лет и осуществляющим трудовую деятельность в период летних каникул;
  • предоставление меры социальной поддержки с использованием сертификата «Подарок новорожденному»;
  • предоставление социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, на приобретение путевки по типу «мать и дитя» в организацию отдыха и оздоровления детей, оказывающую услуги на территории Приморского края;
  • предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение транспортного средства многодетным семьям, воспитывающим шестерых и более детей;
  • другие услуги.

Консультации по вопросам предоставления мер социальной поддержки можно получить по телефону 8(800)30-22-145.

Семьи г. Владивостока, имеющие несовершеннолетних детей, могут обратиться за консультацией о возможностях получения социальных услуг, мер поддержки, а так же за содействием  в оформлении заявлений на их получение в многофункциональную Службу "Мой семейный центр" по адресу:  г. Владивосток, ул. Сипягина, 15, т.  8 (423) 249-73-27, 8 (423) 249-73-28.

Чат-бот, информирующий о мерах поддержки многодетным семьям: https://t.me/Social3Bot

Чат-бот для участников спецоперации и членов их семей: https://t.me/Social8Bot

Чат-бот для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи, граждан, которые не имеют возможности самостоятельно справиться со своими жизненными проблемами в силу возраста, заболевания или других причин: https://t.me/Social5_Bot

Подготовлено по материалам Министерства труда и социальной политики Приморского края: https://t.me/mintrudpk

В публикации можно ознакомиться с документами и ссылками на региональный государственный портал услуг, содержащими полный перечень социальных услуг, предоставляемых  населению (в том числе, семьям с детьми) в Приморском крае, по данным на  август 2023 г., а так же ссылки на чат-боты для обращения за социальной помощью, адреса и телефоны для консультаций

 

Как вам поможет МФС "Мой семейный центр"

МФС "Мой семейный центр" после своего открытия продолжит работу, начатую отделением помощи семье и детям "Семь-Я", подробнее о видах услуг: Схема оказания услуг 

Деятельность служб и сотрудников ведется таким образом, чтобы все проблемы, с которыми обращается семья с детьми, решались совместными усилиями родителей и специалистов. Именно поэтому  так много мероприятий и форм работы связано с родительским обучением, повышением педагогических компетенций и знаний родителей об особенностях развития детей.

Однако, бывают ситуации, когда человек, впервые столкнувшись с трудностями в воспитании, с проблемами, связанными со здоровьм и развитием ребенка, с отсутствием взаимопонимания между членами семьи, да и просто с житейскими невзгодами, теряется. Не понимает, как правильно реагировать, что делать, и кто может помочь в неприятностях. Иногда трудно оценить, временное ли это затруднение, ерунда, не стоит обращать внимания? Или первые симптомы какой-то проблемы, которую лучше решать в самом начале?  Отсутствие схожего жизненного опыта не позволяет дать  верную оценку происходящему.

Порой только специалист сможет грамотно оценить вашу жизненную ситуацию,  диагностировать проблему и на ранней стадии предупредить неблагополучие. Это может быть не заговоривший воремя малыш, нездоровый семейный климат, игровая зависимость подростка, трудности с учебой, тяжелое материальное положение... У всех случаются трудности, так или иначе семьи решают свои проблемы. Но иногда нет сил, нет ресурсов справиться, нет понимания, что делать.

Для того, чтобы помочь сориентироваться с порога,  в службе первичного приема посетителей будут обслуживать  наиболее подготовленные сотрудники. Именно они помогут разобраться, какие  пути и маршруты выбирать семье, чтобы решить ее проблему. Консультация с узким  специалистом  будет возможна сразу, при первом посещении.  Для ожидания создаются комфортные условия, оборудована игровая зона  для детей. Если вопрос потребует обращения на портал "Госуслуги", здесь же - компьютер с выходом в интернет, а при затруднении с регистрацией, поиском необходимых опций, родители смогут расчитывать на помощь сотрудника.

Специалисты определили основные категории проблем, с которыми сталкиваются семьи, но помогут и с нестандартными ситуациями.

Служба первичного приема

  • определение потребности семьи с детьми в услугах МФС «Мой семейный центр», направление к узким специалистам
  • онлайн-консультирование, консультации по телефону
  • предоставление информации о возможностях получения услуг в других организациях, оказывающих услуги семьям с детьми
  • информирование об оказании помощи семьям с детьми получение мер социальной поддержки
  • доступ к «Единому порталу Госуслуг»

Служба социального сопровождения

  • диагностика и оценка рисков семейного неблагополучия и возможностей ее преодоления членами семьи
  • разработка индивидуальной программы предоставления социальных услуг
  • поиск решений по выходу из различных жизненных ситуаций
  • бесплатное юридическое, психологическое, педагогическое социальное сопровождение
  • организация мероприятий, приуроченных к датам семейного календаря
  • организация деятельности объединений, клубов для родителей, детей разных возрастных групп

 Служба ранней помощи

  • диагностика развития детей до 3 х лет
  • консультации по развитию и воспитанию ребенка
  • составление индивидуальной программы развития
  • индивидуальные и групповые занятия с родителями и детьми

 Служба профилактики безнадзорности и правонарушений

  • деятельность досугового клуба для подростков «Атмосфера» со свободным входом
  • организация и проведение для подростков тематических лекций, мастер-классов, квестов, капустников, конкурсов
  • организация праздничных мероприятий для подростков и их родителей
  • организация досуга подростков в клубном лагере на каникулах
  • игровые сеансы в настольные игры для детей и их родителей

 Служба помощи семье в кризисной ситуации

  • предоставление срочных социальных услуг, срочной психологической помощи по телефону доверия  для детей, подростков, родителей (т. 8800-2000-122)
  • организация выездных консультаций и экстренной помощи на дому
  • помощь в горе

Консультации  специалистов:

  • психолог
  • дефектолог
  • логопед
  • специалист по работе с семьей
  • юрист
  • специалист службы ранней помощи для семей с детьми от 0 до 3 лет

Материал подготовила Борисова О.В. Региональный ресурсный центр по социальному сопровождению семей в Приморском крае. 27.03.2023

 

Что такое социальное сопровождение семей с детьми?  Какая семья может получить комплексную услугу сопровождения? Разберемся поподробнее с эти вопросом:

Социальное сопровождение семьи с детьми  в трудной жизненной ситуации

Виды и формы социальных услуг обозначены в Федеральном Законе от 28.12.2013 г. №442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"Схема "Виды социальных услуг"

Оказание социальной помощи несовершеннолетним и их семьям может быть реализовано через социальные услуги и через социальное сопровождение.

Главное отличие состоит в том, что если отдельный гражданин может получить всю необходимую помощь только благодаря социальным услугам (например, социально-психологическая помощь), то семья с детьми в особой (трудной) жизненной ситуации нуждается в целом комплексе услуг – в медицинской, психологической, педагогической, юридической помощи.

Социальное сопровождение семей в трудной жизненной ситуации – это особый вид помощи, содействие семье в  том, чтобы справится с неблагоприятными обстоятельствами, от которых страдают, в первую очередь, дети.

Специалист по социальному сопровождению не только знает, в какой форме, где и как можно получить помощь, но и направит,  поможет заполнить документы. Обсудит вопрос с коллегами из других ведомств – образования, здравоохранения, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, со специалистами по трудоустройству и представителями некоммерческих, благотворительных организаций.

"Основной целью оказания социальной помощи семьям с детьми является профилактика социального сиротства, предотвращение лишения родительских прав, повышение качества жизни семьи и ребенка, преодоление трудностей воспитания детей в семье, повышение психолого-педагогической компетентности родителей, социальное и психологическое оздоровление семьи, сохранение нравственного и физического здоровья несовершеннолетних, а также обеспечение необходимых психолого-педагогических и социально-педагогических условий полноценной жизнедеятельности родителей и ребенка, помощь в решении социальных, психологических, педагогических, медицинских и юридических проблем в интересах предупреждения и преодоления семейного неблагополучия, сохранения семьи для ребенка, говорится в "Модельной программе социального сопровождения семей с детьми в Приморском крае".

Здесь же определены категории семей, которые находятся (или могут находится) в трудной жизненной ситуации:

  • замещающей;
  • находящейся в социально опасном положении;
  • многодетной;
  • малообеспеченной (с низким уровнем дохода);
  • с одним родителем, воспитывающим несовершеннолетних детей;
  • переселенцев, беженцев;
  • с несовершеннолетними детьми, в которых один или оба родителя страдают алкогольной, наркотической и др. зависимостью;
  • имеющей намерение отказаться от ребенка (в том числе от новорожденного);
  • воспитывающей детей‒инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте.

Решение о принятии семьи на социальное сопровождение принимается на основании заявления и соблюдает добровольный, рекомендательный и конфиденциальный характер.

Материал подготовила 26.01.2023 Борисова О.В. Региональный ресурсный центр по социальному сопровождению семей в Приморском крае 

О  перечне и содержании услуг,  входящих в социальное сопровождение, об остоятельствах, при которых семья может быть признана находящейся в трудной жизненной ситуации, подробнее можно прочитать на этой странице. Законодательные акты, регулирующие правовые отношения сторон при заключении договора социального сопровождения, можно найти в разделе  "Информация для специалистов".

Куда обратиться с вопросами о возможности заключения договора на социальное сопровождение семьям с детьми Приморского края, можно узнать из таблицы, содержащей телефоны и адреса служб социального сопровождения в муниципальных образованиях края.

 

 ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ГАРМОНИИ

Советы конфликтующим супругам

В статье были использованы материалы из книг: 1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования  2. Целуйко В.М. Быть вместе нельзя расставаться: Как спасти отношения (более подробно с главой «Советы конфликтующим супругам» можно познакомиться здесь).

Конфликт – неотъемлемый атрибут семейной жизни. Независимо от того, насколько счастливыми являются супруги в браке, всегда найдется повод для столкновения интересов, противостояния сторон. Как правило, развитие конфликта начинается постепенно, со стадии разногласий или просто сложностей в общении между членами семьи.

Трудности в общении часто возникают из-за низкой коммуникативной компетентности супругов и использования ими высказываний, создающих барьеры в общении.

Сначала возникает так называемая «коммуникационная проблема», - ситуация, когда у одного из членов семьи возникла потребность в помощи или содействии партнера, но при этом он не смог выбрать адекватный способ передачи информации о своей потребности. Или  тот, кто должен услышать сообщение,  не способен в данный момент это сделать, так как испытывает состояние, в котором входящий информационный поток превышает доступные для его обработки мощности, что вызывает повышенный уровень стресса. В этой ситуации человек просто не воспринимает информацию, которую пытаются до него донести.

Следующий уровень, на который переходит ситуация, сопровождается повышением эмоционального фона  - возникают обида, раздражение, нетерпение. Совершаются новые попытки донести информацию с использованием высказываний, которые окончательно заводят коммуникацию в тупик, вызывают ряд ответных эмоций. Градус конфликта повышается.

Типы таких неэффективных высказываний включают: приказания, прямое инструктирование; предостережения, угрозы; нотации, морализаторство; советы и разъяснения; логическую аргументацию; прямую негативную оценку; высмеивание, навешивание ярлыков; похвалу; интерпретацию поведения, постановку диагноза; расследование, допрос; утешение, успокаивание; отвлечение внимания, уход от проблемы.

Если научиться правильно выстраивать взаимодействие в конфликте, он становится стимулом к изменениям. Конфликт - это вызов, требующий творческой реакции. Ценность конфликтов в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу изменениям. Реакции супругов, партнеров на разногласия в семье определяют ее будущее. Чтобы разногласие не переросло в семейный скандал, в неприязнь и ненависть, нужны всего лишь привычки мирного разрешения конфликтных ситуаций (соответствующие стереотипы мышления и поведения) и отсутствие эгоизма, который всегда мешает нахождению общего решения.

В любом случае, супругам не следует забывать, что разрушить брак легко, а создать новую, да притом еще и счастливую семью удается не всем и не всегда.

Советы конфликтуюшим супругам:

  • Никогда не нужно начинать разговор со своим супругом с прямого доказательства своей правоты, с навязывания ему своей точки зрения. Сначала необходимо выслушать другого человека и попытаться его понять.
  • Говоря что-то собеседнику, необходимо следить за его реакциями, добиваться согласия, понимания, подтверждения принятия с его стороны того, что ему говорят
  • Не стремитесь продолжать что-либо доказывать или в чем-либо убеждать собеседника после того, как он уже стал понимать вашу точку зрения. осознал и принял основное из того, что ему пытались донести.
  • Важно также предоставить собеседнику возможность поразмышлять и принять самостоятельное решение.
  • Убеждать супруга следует лишь путем обращения к тем фактам, которые он признает, и к той же логике доказательства, которая для него является убедительной
  • Следует также помнить о том, что доброжелательный тон, уважительное и внимательное отношение к собеседнику способствуют установлению согласия.

Материал подготовила 28.04.2023 Борисова О.В.,  региональный ресурсный центр по социальному сопровождению семей с детьми в Приморском крае

Как не допускать возникновения скандалов, ссор в семье, где растут дети? Какие правила общения необходимо знать, чтобы члены семьи всегда слышали друг друга? Статья подготовлена для родителей, которым необходимо поработать над климатом в семье.

Как семье реагировать на поведение родственника с военной травмой

  1. Не "развозите" жалость. Не нужно относиться к человеку с ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) со слезами, это унижает и без того разрушенную самооценку. Отнеситесь к произошедшему, как к факту и лучше поддержите: "Да, это произошло. Как раньше - уже не будет, будет как-то по другому. Я готов/а тебе помогать. Давай попробуем с этим справиться и идти дальше.
  2. Действуйте. Старайтесь вернуть человека к той жизни, которая была у него до травмирующих событий: режим дня, выход на работу, домашние дела. Ни разу не факт, что это получится, но держите это в поле внимания.
  3. Сон и еда. Человеку, пережившему сильную травму, нельзя оставаться голодным и не высыпаться, потому что это повышает тревожность, а с ней - агрессию.
  4. Успокаивающие "НЕ-лекарства." Определите, что успокаивает вашего родственника - сидение у окна или ремонт утюга.  Пусть сделает это. Если ему спокойнее спать в одежде и обуви или сменить замки на входной двери - ладно. Хочет поставить защитные ролеты на окна 20го этажа - ок, его ощущение безопасности важнее. Сейчас оно разрушено, разрешите ему компенсацию.
  5. Имейте план "Б." В остром периоде, когда у него/нее случаются вспышки неконтролируемого гнева и на этом фоне происход прием алкоголя или запрещенных веществ - детей лучше отвезти на время к бабушке.
  6. Здесь и сейчас. Выносите на повестку дня вопросы, которые связаны с действиями, но при этом дают ему/ей свободу выбора. Например: "Нам надо поставить бойлер, выбрать сыну ботинки, купить смеситель, съездить к маме. Когда поедем?"
  7. Говорите о будущем. Неважно, близкие это планы или далекие - важно ощущение, что завтрашний день есть, и будущее тоже существует. Ибо люди, пережившие травму, никакой перспективы не видят. От слова "совсем."
  8. Будьте сильными. Не только ему/ей, но и вам надо понять, что как раньше - уже не будет. Ваш близкий человек изменился, вы - тоже. Отношения придется выстраивать заново и набираться терпения - симптомы могут уйти через несколько месяцев, а могут остаться надолго.
  9. Разберитесь в теме. Но хотя бы получить консультацию о том, что происходит при травме и как работает ПТСР.
  10. Не теряйте личных границ. Иначе вы растворитесь в травме другого, пусть и родного человека и по принципу воронки будете увлечены на эмоциональное дно вместе с ним. Увы, там вы ничем не сможете ему помочь, это раз. Утратив личные границы - вы быстро станенте созависмым/ой, и тогда терапия понадобится уже вам, это два.
  11. Лексика. Не надо говорить "Я тебя понимаю," это вызовет реакцию ярости: "Как ты моджешь меня понять, если тебя там не было?!" Лучше сказать "Я даже не могу представить, что ты пережил/а." Не надо говорить, что ваш близкий человек - "ненормальный." Лучше сказать: "Я понимаю, ты теперь другой, это нормально." Не надо обвинять: "Теперь с тобой невозможно общаться!" Лучше сказать: "Да, ты изменился, но я готов/а к переменам."
  12. Не играйте в психотерапевта. Не просите рассказать о пережитом ("Тебе легче станет"), вы приведете человека к ретравматизации. Кроме того, если вы не специалист и не сделаете все правильно - вы тоже получите травму, возможно, не меньшую, чем у того, кто ее вам передаст. Кроме того, услышанное может не только вам не понравиться, но и изменить ваши отношения навсегда. Думаете, это легкая ноша?

Ну и главное. Чем раньше ваш близкий начнет получать квалифицированную помощь - тем выше вероятность, что все пройдет без длительных последствий.

И не волнуйтесь - без вас никак не обойтись. Работы своей вам хватит с головой, ибо быть 24/7 с тем, кому невыносимо жить  - очень, очень трудно. У вас скоро каждый грамм сил будет на счету. Так что, п.12 смело отдавайте специально обученным людям.

Близкий человек вернулся из зоны СВО? Очевидный факт - он много пережил... Но к изменениям в поведении близкого человека, особенно, если его тело или психика травмированны, родственники оказываются не готовы. Психологи разработали рекомендации, как реагировать на поведение человека с ПТСР.

Как справиться с неблагоприятным развитием личности у детей и подростков

Предлагаем знакомство с книгой Венгера А.Л. «На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков» (здесь можно скачать первую часть). Книга рассчитана, в первую очередь, на специалистов, но поскольку она написана простым языком, а проблемы развития и воспитания детей, с которыми сталкиваются семьи, так  узнаваемы и актуальны, что мы решили познакомить с ней и родителей.

Нередки ситуации, при которых поведение людей не согласуется с общепринятыми нормами. Такое поведение называется отклоняющимся. Формируется такое поведение начиная с дошкольного возраста, в процессе социализации ребенка, под воздействием принятых в семье педагогических установок, личностных особенностей и ценностей родителей. Играют роль врожденные черты характера ребенка, его темперамент, психотип, а также возрастные детские кризисы. Сначала родители сталкиваются с особенностями поведения – устойчивыми проявлениями индивидуальных различий, которые отражают общее психическое развитие ребенка. Как правило, проявление таких особенностей начинается в младшем школьном возрасте.

Детский психолог, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Венгер А.Л. в своей книге «На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков» называет эти особенности «психологическими синдромами». Под термином подразумевается комплекс закономерно связанных между собой симптомов, имеющих свою логику развития. Психологический синдром имеет определенные условия своего происхождения, обладает высокой устойчивостью и специфическим направлением развития, в ходе которого одни симптомы закономерно сменяются другими.

Приводим краткие описания некоторых синдромов.

Демонстративность – это очень часто встречающаяся личностная особенность, в основе которой –  повышенная потребность во внимании к себе, стремление всегда быть в центре внимания. Таким детям свойственно несколько нарочитое (театрализованное) поведение, любовь к украшениям. Как и любая другая личностная особенность, демонстративность сама по себе не является отрицательной или нежелательной чертой, хотя подчас она может приводить к трудностям в воспитании ребенка. Особенность людей с таким психологическим складом - эгоцентризм, т.е. неспособность встать на позицию другого человека, понять, что его точка зрения может отличаться от твоей собственной.

Негативное самопредъявление складывается вследствие невозможности найти другие способы удовлетворения потребности привлечь внимание к себе у детей с особо высокой демонстративностью поведения. Его главное проявление состоит в том, что ребенок привлекает к себе внимание окружающих с помощью нарушения социальных норм.

Хроническая неуспешность. При этом синдроме межличностная ситуация между взрослыми и ребенком характеризуется несовпадением между ожиданиями и достижениями. У ребенка формируется повышенная тревожность, снижению самооценки и низким результатам. Реакция социального окружения - постоянная негативная оценка, поддерживает высокую тревогу. Представление о себе как о безнадежно плохом ученике фиксируется все жестче.

Тотальный регресс. Постоянный неуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода к действительности, а иногда и к развитию депрессивного состояния. Деятельность характеризуется отказом от каких-либо проявлений активности, от общения как со взрослыми, так и со сверстниками. В ответ социальное окружение "отворачивается" от подростка, что углубляет депрессию и усиливает представление о своей никчемности.

Уход от деятельности. Развитие по данному типу происходит у детей, которые не получают достаточного внимания со стороны взрослых. Происходит уход во внутренний план, в игровое фантазирование. Ребенок как бы "отсутствует" на уроке, не слышит адресованных ему вопросов и указаний учителя, не выполняет заданий. Он погружен в себя, в свой внутренний мир, в фантазии и мечты. Фантазирование позволяет восполнить недостаток внимания ("Я - знаменитый охотник, путешественник, кинозвезда, герой"). "Игры в уме" становятся средством удовлетворения как игровой потребности, так и потребности во внимании к себе окружающих.

Социальная дезориентация. Этот психологический синдром возникает в результате резкого изменения условий жизни ребенка. Наиболее частая причина такого изменения - поступление в школу. Для детей, которые до школы воспитывались только дома, изменение оказывается более резким, чем для тех, кто посещал детский сад. Синдром возникает не у всех детей, чьи условия жизни резко изменились, а в тех случаях, когда понижена чувствительность ребенка к социальным нормам.

Отверженность. К подростковому возрасту у ребенка с социальной дезориентацией часто складывается представление о враждебности и несправедливости окружающего мира. Подросток не понимает, что нарушения других детей, наблюдаемые им и оставляемые без наказания, гораздо более безобидны, чем его собственные, регулярно наказываемые. Из-за этого он проникается убежденностью в несправедливом отношении к себе со стороны учителей, директора школы и даже его собственных родителей.

Интеллектуализм. Этот синдром характеризуется несбалансированностью психических процессов: хорошо развитым логическим мышлением при недоразвитии образных представлений, воображения, восприятия, эмоциональной и двигательной сфер. Складывается из-за недооценки родителями той роли, которую играют в развитии ребенка "детские" занятия: игра, рисование, лепка, конструирование из кубиков, и т.д.  приводит к нарушениям контактов со сверстниками из-за разницы в интересах., отставании эмоциональной и личностной зрелости.

Особое внимание в книге «На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков» уделяется направлениям психологической и педагогической коррекции неблагоприятных вариантов личностного развития. Приводятся рекомендации, которые могут быть даны педагогам и родителям, излагаются методы групповой работы с детьми подросткового и юношеского возраста.

Родителям, столкнувшимся с трудностями в воспитании ребенка, рекомендуем прежде всего обращаться за бесплатной помощью в государственную многофункциональную службу «Мой семейный центр». Помогут исправить ситуацию своевременная коррекция родительского поведения, рекомендации специалистов, вовлечение ребенка в одобряемую обществом социальную активность (например, подростковом клубе «Атмосфера» при МФС «Мой семейный центр»).  

Материал подготовила 25.05.2023 Борисова О.В.,  региональный ресурсный центр по социальному сопровождению семей с детьми в Приморском крае

Главная страница МФС "Мой семейный центр"

Короткие отрывки из книги известного детского психолога познакомят родителей с психологическими синдромами, которые отражают особенности общего психического развития ребенка, подростка и требуют внимания, коррекции, иногда и срочной помощи.

Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе 

У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться с взрослыми своими мыслями. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Неопытное нежное сердце подростка очень ранимо, а нужного опыта, слов, чтобы обратиться за помощью, не находится. Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребёнка.

Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.

Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:

Любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая. Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребёнка. Например:

  • несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;
  • ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);
  • травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;
  • тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание);
  • разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьёй;
  • неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).

 Наиболее тяжело эти ситуации переживают дети со следующими личностными особенностями:

  • импульсивность, эмоциональная нестабильность (склонность к непродуманным поступкам);
  • перфекционизм (желание делать всё идеально, обострённая реакция на критику, совершенные ошибки, недочёты);
  • агрессивное поведение, раздражительность;
  • неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления, инфантильность;
  • нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грандиозным», то «жалким и ничтожным»;
  • самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности;
  • тревожность и подавленность, частое плохое настроение.

 Если ребенок находится длительное время в кризисном состоянии, то может возникнуть депрессия. Как же ее распознать?

 Признаки депрессивных реакций у подростков

  1. Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.
  2. Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.
  3. Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.
  4. Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).
  5. Вялость, хроническая усталость.
  6. Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной малоценности, никчемности.
  7. Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.
  8. Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ.

Если кризисная ситуация вызывает у ребёнка сильные переживания, он может задуматься о причинении себе вреда как способе решения проблемы. Суицидальное поведение подростков может иметь неожиданный, импульсивный характер, а может развиваться постепенно.

Насторожить взрослого могут следующие признаки в психологическом состоянии и поведении ребёнка:

Область проявления Признаки Да/нет
Эмоции

У ребёнка большую часть времени устойчиво сниженный фон настроения от подавленности до раздражения.

 

Вы наблюдаете у ребёнка высокий уровень тревоги. Насторожить родителей должны постоянное беспокойство ребенка, его повышенная тревожность, возможный интенсивный страх, ожидание беды.

 
Переживания

Переживания брошенности, ненужности, одиночества (например, ребёнок говорит: «Всем было бы лучше, если бы меня не было. Я всем приношу только вред»).

 
Чувство вины. Подросток допускает самоуничижительные высказывания, «копается» в себе, обвиняет себя в неудачах, неприятностях, проблемах.  

Высказывается негативно о своей личности, окружающем мире и будущем: потеря перспективы будущего.

 

Подросток заводит разговоры о бессмысленности жизни, о смерти. Задаёт вопросы родителям «А как бы вы жили, если бы я не родился?», «А как вы будете жить, если меня не будет?»

 
Ощущения в теле

«Душевная боль». Чувство тяжести за грудиной – «душа болит». Она приносит реальные физические страдания, чаще наблюдается при подавленности, отчаянии.

 
Поведение

Поисковые запросы в интернете и публикации на страницах в соцсетях на тему смерти, суицида, брошенности, непонятости указывают на то, что мысли о причинении себе вреда могут занимать ум ребенка.

 

Демонстрирует необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых).

 

Подросток символически прощается со своим окружением – просит у всех прощения, раздаривает вещи, особенно субъективно значимые для него.

 

Интерпретация: Если присутствуют хотя бы два ответа «да», есть вероятность того, что ребёнок имеет суицидальные мысли; в таком случае НУЖНО ПОГОВОРИТЬ С НИМ, чтобы прояснить его намерения и оказать эмоциональную поддержку, а также незамедлительно обратиться за помощью к врачу-психотерапевту.

Что делать, если ваш ребёнок переживает кризисную ситуацию:

  • Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком;
  • Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).
  • Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).
  • Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.
  • Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.
  • Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях (см. в книге О.В. Вихристюк «Что нужно знать родителям о подростковых суицидах?»).
  • При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации)

Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, поэтому постарайтесь также общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями в школе, интересоваться, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников.

Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного». Например, в большинстве случаев завершенных подростковых суицидов родители отмечали, что у ребёнка был грустный голос или он пришёл из школы заплаканный, но они не придали этому должного значения. Именно невысказанные или непонятые эмоции зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому очень важно открыто поговорить с подростком, когда ему тяжело (подробнее см. у Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»).

 Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии

  • Успокоиться самому.
  • Уделить всё внимание ребёнку.
  • Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
  • Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.
  • Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

 Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки:

  • Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;
  • Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?»
  • Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»
  • Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»
  • Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

 Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии:

ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ СПРОСИТЕ/ СКАЖИТЕ НЕ ГОВОРИТЕ!
«Ненавижу учебу, школу и т.п.»

«Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?»

«Когда я был в твоем возрасте…»

«Да ты просто лентяй!»
«Все кажется таким безнадежным…»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными.

Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»
«Всем было бы лучше без меня!» «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»

«Вы не понимаете меня!» «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать» «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
«Я совершил ужасный поступок…» «Давай сядем и поговорим об этом» «Что посеешь, то и пожнешь!»
«А если у меня не получится?» «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий» «Если не получится, значит ты недостаточно постарался!»

Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) вы обнаруживаете у подростка признаки наличия депрессивного состояния, не стоит трактовать их как возрастной кризис, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к психотерапевту или детскому психиатру для оценки состояния и оказания своевременной помощи.

Помните:

  1. То, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может быть поводом для очень серьёзных душевных переживаний.
  2. У подростков ещё недостаточно жизненного опыта для конструктивного решения проблем, им может показаться, что уход из жизни – лучший выход из кризисной ситуации.
  3. Родители могут помочь своему ребёнку, если вовремя заметят у него признаки кризисного состояния и поговорят с ним. Дети очень редко напрямую просят им помочь или поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому будьте внимательны к состоянию своего ребёнка и проявляйте искреннюю активную заинтересованность в его жизни.

Куда обращаться в кризисных ситуациях:

Всероссийский Детский телефон доверия 8-800-2000-122, круглосуточно, бесплатно;

Профессиональная консультация психолога по телефону Доверия: 249-72-68,  г. Владивосток, круглосуточно, бесплатно;

Обратиться к специалистам службы, уточнить информацию, записаться на прием можно по телефону: 249-73-27, г. Владивосток, бесплатно, в рабочие дни: 9:00 до 18:00.

В разворачивающейся вкладке -  памятка  для родителей, которая поможет вовремя заметить кризисное состояние у ребенка и предотвратить возможное намерение реализовать самый страшный сценарий выхода из ситуации.

Где получить психолого-педагогическую, в том числе, кризисную помощь во Владивостоке

https://parusnad-vl.ru/мфц-мой-семейный-центр/ – многофункциональная Служба «Мой семейный центр» при КГБУСО «СРЦН «Парус Надежды» оказывает помощь семьям с детьми Владивостокского ГО в решении трудных жизненных ситуаций; содействует в оформлении социальных мер поддержки семьям с детьми;  проводит занятия с детьми с особенностями раннего развития;  проводит консультирование, обучение родителей; оказывает психологическую помощь детям, подросткам и их родителям; организует свободное время детей и подростков в целях профилактики безнадзорности несовершеннолетних. 

Обратиться к специалистам службы, уточнить информацию, записаться на прием можно по телефону: 249-73-27, г. Владивосток, бесплатно, в рабочие дни: 9:00 до 17:30.

https://www.parusnad-vl.ru/headings/the-service-of-social-patrol – служба экстренной социально-психологической помощи семьям с детьми, детям и подросткам «Социальный патруль». Виды помощи: экстренное реагирование на случаи насилия и жестокого обращения с детьми, отобрание несовершеннолетних при непосредственной угрозе их жизни и здоровью; оперативная помощь несовершеннолетним, исходя из состояния их физического и психического здоровья, конкретной жизненной ситуации; установление контактов с родителями, информирование их о выявленных случаях жестокого обращения с ребенком. Служба работает во взаимодействии с отделами МВД России, комиссией по делам несовершеннолетних и защитой их прав.

Экстренную психологическую помощь можно получить по телефону: 8-800-2000-122, круглосуточно, анонимно, бесплатно.

https://pkiro.ru/activities/czentr-psihologo-pedagogicheskoj-mediczinskoj-i-soczialnoj-pomoshhi/ – Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Владивостока (при Приморском краевом институте развития образования). Миссия: 1.Оказание комплексной помощи детям и подросткам в вопросах развития, обучения и воспитания с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей. 2. Оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей разного возраста, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

https://kkdpbvl.wixsite.com/kkdpb – ГБУЗ «Краевая клиническая детская психиатрическая больница», отделение Кризисно-адаптационный центр «Мир ребенка». Направления работы организации:  кризисная психологическая помощь, медицинская помощь (детская психиатрия), индивидуальная и групповая психотерапия детей, консультативный прием врачей (детский психиатр, психотерапевт, нейропсихолог, физиотерапевт, массажист, медицинский психолог, логопед, дефектолог), телефон доверия для детей и подростков, сопровождение детей во время следственных действий и в суде, психотерапия детей, переживших СН/СЭД, просветительские мероприятия для родителей.

Во вкладке - ссылки на информационные ресурсы для обращения родителей несовершеннолетних детей за педагогической, психологической, медицинской, социальной помощью.

Родителям особенных детей

Предлагаем вниманию родителей сайт Ресурсного центра по активной поддержке родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и развитию эффективных технологий и методик в сфере защиты детей-инвалидов.

Этот ресурсный центр работает на базе КГАУСО "Арсеньевский СРЦН "Ласточка".  Специалисты центра оказывают адресную консультационную помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проводят индивидуальные консультации для родителей по  вопросам разработки и внедрения индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов. Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и содержит обширную электронную библиотеку книг и статей. Разделы каталога включают темы: Эмоциональные и поведенческие расстройстваАутистические расстройстваСиндром ДаунаРанняя помощь и другие. На электронном ресурсе доступно к скачиванию большое количество игр и занятий для самостятельной работы родителей по развитию ребенка в раннем возрасте (от 0 до 3 лет).

Арсеньевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Ласточка" известен своим отделением реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в с. Гражданка Анучинского района. Комплексная реабилитация детей с ОВЗ здесь достигается через медицинское воздействие, коррекцию физических недостатков с помощью массажа и ЛФК, специальную психолого-педагогическую, логопедическую, дефектологическую работу по коррекции психического развития.

Практикующие специалисты отделения на сайте Ресурсного центра по поддержке родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ делятся профессиональными советами и дают рекомендации родителям, подкрепляя теорию демонстрацией практических приемов. В видеобиблиотеке – более чем 25 роликов. Среди обучающих видео есть и уроки по арт-терапии, и обучение приемам лечебного массажа, и занятия по развитию речи у особенных детей, и обучение азбуке глухих, и многое другое. 

Во Владивостоке при социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних "Парус надежды", в здании многофункциольнальной Службы "Мой семейный центр" по адресу ул. Сипягина 15, работает отделение ранней (от 0 до 3 лет) помощи детям с особенностями развития. В распоряжении отделения – несколько кабинетов, укомплектованных всем необходимым для занятий с малышами. С детьми работает профессиональная команда – два педагога-психолога, логопед, специалист по физкультуре, педиатр и дефектолог. Услуги отделения включают:

  • диагностику развития детей до 3х лет;
  • консультации по развитию и воспитанию ребенка;
  • составление индивидуальной программы развития;
  • индивидуальные и групповые занятия с родителями и детьми.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Специалисты МБДОУ "Детский сад № 4 "Родничок" Республики Крым подготовили специальную подборку информационных ресурсов, которые, окажутся полезны родителям детей с ОВЗ. В виртуальных библиотеках, подборках статей специалистов, в материнских блогах, на родительских форумах семьи с особенными детьми найдут необходимую информацию и поддержку. Благодарим коллег за проделанный труд и перепечатываем подборку:

http://www.mojrebenok.narod.ru – «Мой ребёнок».

Сайт создан мамой незрячего ребёнка в помощь родителям, имеющим слепых детей. Представлена информация по всем аспектам детского развития и воспитания, приведены варианты развивающих игр, описания бытовых тифлопомощников, имеется библиотека аудиокниг, подборка ссылок на полезные ресурсы сети Интернет, функционирует блог, который предоставляет возможность общения и обмена личным родительским опытом.

http://slepojrebenok.blogspot.com/ – «Слепой ребёнок».

Это – блог, где собраны материалы, направленные на оказание помощи родителям при воспитании и обучении незрячего ребёнка – учебные программы, методическая литература, детские книги, развивающие игры для незрячих детей.

http://ru-happychild.livejournal.com – виртуальное сообщество родителей особых детей «Особые» дети – счастливые дети».

Виртуальная площадка позволяет родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, общаться, обмениваться советами по воспитанию, обучению, организации досуга детей, знакомиться с современными средствами реабилитации и получить консультацию профильных специалистов в режиме реального времени.

http://ovz.ipk74.ru – «Понимаем. Принимаем. Помогаем».

Информационный ресурс ориентирован на информирование родительской аудитории по вопросам правового регулирования обучения, воспитания «особых» детей, их социализации. В разделе «Мой ребёнок!» отражены психофизиологические особенности таких детей, особенности формирования среды их развития. В разделе «Учимся вместе» даны рекомендации по отбору программ обучения в образовательных организациях. Раздел «Решаем проблемы вместе» предоставляет возможность получить консультацию психолога и дефектолога. Имеется подборка тематических ссылок на ресурсы сети Интернет, которыми могут воспользоваться родители детей с ОВЗ.

http://www.kidsunity.org– портал «Единство детей».

Портал создан специально для детей с ограниченными возможностями здоровья. Предоставляет возможность детям найти себе друзей по интересам, раскрыть свой талант путём размещения своих рисунков, стихов, фотографий. Отдельным разделом выделена информация для родителей, касающаяся правовых вопросов, воспитания, обучения, «особого» ребёнка в условиях семьи.

http://www.autist.narod.ru – «Аутизм – болезнь XXI века?»

Сайт создан мамой ребёнка, больного аутизмом. Ресурс освещает разноплановые материалы о проблеме раннего детского аутизма, представляет подборку Интернет-ресурсов организаций, оказывающих помощь детям с аутизмом и их семьям, представлена законодательная база, статьи об аутизме из российских и зарубежных периодических изданий, методики, учебные пособия, рекомендации для родителей и другая полезная информация.

http://www.seniger.narod.ru – «Преодоление – жизнь вопреки!»

Сайт создан и ведётся мамой ребёнка с синдромом Дауна. Ресурс призван изменить отношение окружающих к детям с синдромом Дауна, освещает проблемы, с которыми сталкиваются родители, возможные пути их решения, представляет творчество детей, подборку ссылок на полезные для родителей ресурсы и другую информацию.

http://invamama.ru/alalia/ – «Общение мам «особых» деток».

Форум для родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения, слуха, речи и т. п. позволяет родителям делиться своими проблемами и опытом воспитания «особых» детей.

https://vk.com/club95416716 – Межрегиональный центр матерей «Жизнь с ДЦП».

Сообщество родителей детей с ДЦП оказывает семьям комплексную поддержку, организует и проводит мероприятия для родителей по программе «Передышка», организует консультационные встречи со специалистами различных областей, проводит психологические тренинги, организует обучение волонтёров работе с детьми, имеющими ДЦП.

https://vk.com/club71486190 – группа для родителей детей-инвалидов «Мы – вместе!»

Виртуальное сообщество родителей, имеющих детей с нарушениями зрения организовано с целью объединения родителей, оказания им помощи в воспитании, обучении, реабилитации и адаптации детей-инвалидов по зрению, оказания им психологической поддержки и консультирования по различным вопросам.

http://ovz.zabedu.ru/ – информационный портал для родителей детей-инвалидов «Особый ребёнок».

Разделы Интернет-ресурса содержат советы о воспитании детей с различной категорией инвалидности и ограниченными возможностями здоровья, информацию о правах и льготах для детей-инвалидов и их семей, советы различных специалистов, перечень учреждений социальной защиты и реабилитации.

http://deti.nspu.ru/ovz/ – «Информационный ресурс для родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов».

Ресурс содержит информацию о реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях, список методической литературы о проблемах детей с ОВЗ и путях их решения, рекомендации родителям и другую полезную информацию

Воспитание детей с особенностями в развитии требует специальных знаний и компетенций родителей. Раздел знакомит с источниками методической информации для родителей на эту тему, с возможностями получения профессиональной помощи.

Полезные ресурсы